Информационно-правовые порталы:
Правовая система “Консультант Плюс”
Правовая система “Гарант”
Органы власти:
Президент Россиийской федерации
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти
Сибирский федеральный округ
Новосибирская область
Новосибирск
Коллеция лучших проектов:

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Репортажи со строй-площадок:

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Объекты:

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Программирование - научиться просто:
Основы HTML и CSS:
Cоздание каталога товаров с помощью PHP, MySQL и jQuery:

Предоставление услуг по найму рабочей силы (код по ОКВЭД 74.50.1)

    Эта группировка включает:
  • предоставление услуг по найму рабочей силы.

Предоставление услуг по найму рабочей силы

"Вопросы трудового права", 2011, № 8

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНЫХ АГЕНТСТВ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Актуальность поставленной нами проблемы заключается в том, что современный работник должен принципиально отличаться от работника прежнего, советского строя, он должен быть профессиональным и востребованным на рынке труда.
Всеобщая декларация прав человека в ст. 23 предусматривает, что "каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы" [1].
Сформированное международное законодательство в сфере труда, имеющее прямое отношение к политике в области занятости, в Конвенции и Рекомендации 1948 г. о службах занятости; Рекомендации 1949 г. о профессиональном ориентировании, Рекомендации 1962 г. о профессиональном обучении, Конвенции и Рекомендации 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий и др. направлено на содействие занятости всего населения. Конвенция МОТ № 168 определяет методы содействия занятости, включая социальное обеспечение, профессиональную подготовку, а также деятельность служб занятости.
Согласно ст. 1 Конвенции МОТ № 122 о политике в области занятости (Женева, 9 июля 1964 г.) главной целью любого государства является "проведение активной политики, направленной на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости, то есть чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу; такая работа была как можно продуктивней; существовали свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения (полный запрет дискриминации в сфере занятости)". Рекомендация МОТ № 169 о политике в области занятости от 26.06.1984 в п. 11 закрепила, что "государство должно оказывать содействие и сохранение занятости; защищать особые группы населения; информировать об экономических, финансовых вопросах и вопросах занятости и др." [1].
Государственное регулирование рынка занятости - это трудоустройство граждан, которые не только желают, но и могут работать. Основными функциями государственной службы занятости и ее подразделений в посредничестве при трудоустройстве являются: трудоустройство граждан, организация их переобучения, выплата пособий по безработице, профессиональная ориентация, содействие в организации собственного бизнеса, досрочное оформление пенсий по старости, материальная помощь безработным, в том числе в натуре.
Правоотношения, которые возникают в связи с подысканием гражданином работы с помощью государственного органа трудоустройства, включают три взаимосвязанных вида отношений: между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу; между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в работниках; между гражданином и организацией, в которую он направлен органом трудоустройства.
Посредничество при заключении трудового договора - одно из важных направлений воздействия государства на рынок труда, имеющее целью оказание помощи безработным в подыскании работы, профориентация молодежи, активное содействие ее профессиональной подготовке и др.
Агентство занятости - это любое физическое или юридическое лицо, которое предоставляет следующие виды услуг на рынке труда: посредничество при устройстве на работу; содействие в поисках работы и трудоустройстве; наем работника с целью предоставления его труда третьим лицам (физическим или юридическим); иные услуги (информационные, консультативные), оказываемые лицам, ищущим работу.
Рекрутинг (рекрутмент) - деятельность по созданию условий для заполнения вакансий у компании-заказчика (работодателя) компетентными специалистами, соответствующими по своим качествам требованиям заказчика [2].
Рекрутинг включает комплекс организационных мероприятий, проводимых агентством в интересах организации, сделавшей заказ на замещение вакантной должности, заключается в формировании и представлении заказчику списка отобранных кандидатов на данную должность с целью последующего приема их на работу.
Можно выделить следующие современные тенденции рекрутинга в Европе: "...имеется повышенный спрос в специалистах высокой квалификации... возрастает наем иностранцев с более высокой квалификацией, усиливается конкуренция работников с более низкой квалификацией" [3].
Ранее частные агентства занятости дублировали работу государственной службы занятости, в настоящее время их деятельность направлена на более оперативную работу, они выполняют заявки работодателей, т.е. самостоятельно осуществляют целевой поиск специалистов с помощью личных контактов и собственных данных, подыскивают высокопрофессиональных работников всеми возможными способами, в том числе и путем "переманивания" работающих специалистов.

Три категории

Сегодня на российском рынке труда действуют как отечественные, так и иностранные рекрутинговые агентства, которые можно подразделить на три главные категории.
Первая категория включает агентства, играющие роль посредников между спросом и предложением на рынке труда.
Вторая категория объединяет агентства, заключающие с работниками обычный трудовой договор и поставляющие их на время предприятиям-клиентам в порядке лизинга. Это агентства временного труда или лизинговые фирмы.
Третья категория включает агентства, предоставляющие различного рода кадровые услуги, включая или исключая трудоустройство. Это агентства по поиску и отбору работников по заказу работодателей (рекрутинговые фирмы), агентства по трудоустройству высвобождаемой рабочей силы, услуги которых оплачиваются работодателем, увольняющим работников; консультационные бюро, обслуживающие лиц, ищущих работу, а также выполняющих по заказам фирм работу по уборке, охране, курьерские, бухгалтерские услуги, работу по организации управления персоналом, т.е. берущих на себя функции кадровых служб; агентства, занимающиеся созданием банка данных о спросе и предложении рабочей силы, распространением информации о занятости через телекоммуникационные сети.

Новое право

Правовой статус частных агентств занятости определяется в соответствии с национальным законодательством, в основе которого лежит система лицензирования и сертификации.
Частные агентства занятости не должны допускать дискриминацию лиц, пользующихся их услугами, по любому из оснований, предусмотренных международными и национальными актами. Поэтому основным направлением международного и российского трудового законодательства является защита работников от злоупотребления государства, руководителей и частных лиц в отношении сбора, хранения, обработки и использования информации. Такая информация может касаться воззрений, политической принадлежности, личной, в том числе интимной, жизни, родственных и дружеских связей и использоваться во вред работнику, дискриминировать его, унижать его человеческое достоинство.
Речь идет о новом праве на конфиденциальность, праве не допускать вторжения работодателя в личную жизнь будущих сотрудников. Кандидатам на должность гарантируется свобода самим решать, следует ли предоставлять работодателям информацию личного характера, т.е. контролировать информацию о себе. Эта свобода может быть ограничена лишь законными интересами предпринимателей, государства, третьих лиц. Не рассматривается как дискриминация оказание указанными агентствами льготных услуг по трудоустройству лицам, нуждающимся в повышенной социальной и правовой защите.
Частные агентства занятости не имеют права вербовать работников для трудоустройства на рабочие места, связанные с риском или опасностью для жизни работника, или на рабочие места, где работник может стать жертвой дискриминационного обращения; публиковать рекламу вакансий, если она устанавливает прямо или косвенно дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, пола, возраста, религии, политических взглядов, национального, социального, этнического происхождения, инвалидности, семейного статуса и др. [4, 5, 6, 7]; требовать данные о состоянии здоровья работника или использовать эту информацию для определения его пригодности к выполнению определенной работы. Работнику предоставляется доступ к собранным о нем личным данным, и он вправе требовать, чтобы неправильные или неполные сведения были исключены из его личного дела.

Услуги агентств

Среди частных агентств занятости имеются специализированные, которые занимаются подбором определенных работников (высших и средних менеджеров, бухгалтеров, охранников, гувернанток, нянь, секретарей-референтов). На российском рынке труда работают агентства, которые занимаются поиском любого работника по любой специальности.
В настоящее время частные агентства занятости предоставляют более широкий спектр услуг, в частности консультативные услуги (например, составление резюме, подготовка к интервью, тренинги для успешного прохождения тестирования), консультации фирм в отношении повышения эффективности управления человеческими ресурсами, помощь в организации кадровой службы и даже полное кадровое обеспечение на предприятии заказчика (дистанционное управление кадрами).
Появились фирмы, которые занимаются лизингом персонала, то есть "специализированная фирма - частное агентство занятости нанимает работников, постоянно или временно, исключительно для выполнения заказов на услуги этих работников фирм-заказчиков. Агентство по лизингу рабочей силы передает своих работников разного рода организациям как бы взаймы, как правило, на непродолжительное время" [8].
В настоящее время в России отсутствует специальная законодательная регламентация деятельности частных агентств занятости. Их отношения с клиентами почти исключительно определяются положениями Гражданского кодекса, относящимися к договору возмездного найма услуг и посредничеству.

Перспективы

Частные агентства постепенно вытесняют государственные агентства занятости населения, приняв полностью на себя посредничество при трудоустройстве таких категорий работников, как музыканты, актеры, домашние работники, сельскохозяйственные рабочие, определенные категории высококвалифицированных работников (программисты, юристы, руководящий персонал и др.).
Работодатели все чаще обращаются в частные агентства в целях найма высококвалифицированных работников, которых подыскивают не только среди безработных, но и среди работающих лиц или лиц, проходящих обучение, за что агентства получают комиссионные не только от работодателей, но и от лиц, обращающихся к ним за услугами.
В большинстве стран действующие законы определяют необходимость лицензирования деятельности частных посреднических агентств по трудоустройству, устанавливают государственный контроль за их деятельностью, проверяют надежность этих агентств, профессиональную пригодность их персонала, наличие подходящего служебного помещения и т.д.
Частные агентства занятости обязаны представлять государственным властям в установленные последними сроки информацию об их деятельности, необходимую для осуществления государством контроля и сбора статистических сведений.
При этом необходимо учитывать конфиденциальность такой информации. Компетентным государственным органам рекомендуется собирать и регулярно публиковать для всеобщего сведения данные о деятельности частных служб занятости. Должно быть организовано тесное сотрудничество между частными агентствами по вопросам занятости и государственными биржами труда, основывающееся на том, что именно государственные власти несут главную ответственность за разработку и осуществление политики регулирования рынка труда и использования соответствующих государственных фондов.
Частным агентствам и компетентным государственным органам рекомендовано разработать эффективные методы профессионального подбора; они должны привлекать к работе квалифицированный и обученный персонал.
Частные агентства занятости завоевали репутацию учреждений, умеющих действовать эффективно на рынках труда, они "помогают подобрать лиц с редкой специальностью, они предоставляют знания и опыт в переходный период; они консультируют предприятия и отдельных лиц по поводу того, как привести в соответствие их предложение или их спрос на специальности с положением на рынке. Это признанное за ними умение управлять профессиональной мобильностью на непредсказуемом рынке, а значит, нетерпеливом и требовательном, завоевало самым современным агентствам по трудоустройству славу профессионалов, работающих эффективно, которая подтверждает правомерность занимаемых ими на рынке позиций" <1>.
--------------------------------
<1> МБТ. Роль частных агентств по трудоустройству в функционировании рынков труда. Доклад VI. Женева, 1994. С. 41.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, активно обсуждается вопрос о необходимости принятия специального законодательства, регулирующего деятельность частных агентств занятости.
Данное законодательство должно раскрыть правовую сущность частных агентств занятости, их цели и задачи, полномочия, меры контроля государственных органов за соблюдением защиты конфиденциальности полученной информации, но особенно степень ответственности должностных лиц, которые возглавляют данные агентства.

Библиографический список

1. Деменева Н.А. Защита от дискриминации: Сборник документов. Новосибирск: ЭКОР-КНИГА, 2009. С. 12
2. Карташов С., Одегов Ю., Кокорев И. Рекрутинг: наем персонала: Учебное пособие / Под ред. Ю. Одегова. М.: Изд-во "Экзамен", 2002.
3. Гусева Н.И. Новые стратегии управления человеческими ресурсами. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. С. 105.
4. Деменева Н.А. Дискриминационный аспект процедуры найма на работу: материалы III Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы формирования и утверждения в Российском обществе ценностей права, свободы и справедливости". Новосибирск. С. 187 - 194.
5. Деменева Н.А. Формирование основ нравственно-правовой культуры личности // Региональная научно-практическая конференция "Гражданское общество: проблемы становления": Сборник научных статей / Под ред. А.К. Черненко. Новосибирск, 2006. С. 90 - 92.
6. Деменева Н.А. Дискриминация при приеме на работу по признакам расы, цвету кожи, религии, полу, национальному происхождению: американский опыт // Гуманитарные исследования СГУПСа. Вып. 3: Сборник научных трудов / Под ред. Т.А. Рубанцовой. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. С. 33 - 39.
7. Деменева Н.А. Дискриминация при трудоустройстве: социально-правовой аспект // Человек и закон. 2007. № 8. С. 113 - 122.
8. Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада (прорыв в постиндустриальное общество). М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез" совместно с ООО Журнал "Управление персоналом", 2003. С. 103.

Н.Деменева
к. с. н.,
доцент
кафедры гражданско-правовых дисциплин
ГОУ ВПО "Российская академия правосудия",
федеральный судья в отставке
г. Санкт-Петербург

08.07.2011